Борис Жиганов, фото Дарьи Ненашевой
Решение поехать в Крым этой весной созрело еще осенью прошлого года. Проведя десять дней на охоте в угодьях в районе Старого Крыма, я понял: это то место, где можно комфортно и качественно подготовиться к новому сезону. Подготовить собак и, что немаловажно, себя, а при благоприятном стечении обстоятельств и поучаствовать в состязаниях или испытаниях. Кстати, с середины марта и до конца апреля в Крыму практически каждую неделю проводятся какие-либо состязания, на которые съезжаются любители подружейной охоты из разных уголков России и не только. В Крыму, как и в некоторых других южных регионах нашей страны, весенняя охота закрыта, однако на территории Черноморского района есть специально выделенные угодья, где можно заниматься натаской собак. Эти угодья привлекают огромное количество владельцев, натасчиков, романтиков и всех тех, кто хотя бы однажды попробовал на вкус охоту с подружейной собакой. Однако все по порядку. Я не буду ссылаться на имена и фамилии, чтобы не было обид и кривотолков в и без того хрупком балансе сил.
ДОРОГА В КРЫМ
Я спланировал свой маршрут из Москвы так, чтобы преодолеть путь до ПГТ Черноморское в два дневных этапа. В первый день: Москва – Ростов-на-Дону (1100 км) и во второй: Ростов-на-Дону – Черноморское (800 км).
День первый.
Выехал из Москвы 22 марта в 6.00. Это был будний день, и добраться по МКАД до трассы М-4 с запада столицы не составило большого труда. Движение по самой трассе – удовольствие для путешественника. Отличное состояние дорожного полотна, развитая инфраструктура, небольшая загруженность, допустимо высокий скоростной режим, отсутствие светофоров и населенных пунктов на значительном протяжении маршрута делают поездку неутомительной. В силу некоторых обстоятельств я ехал один. Конечно, тяжело, но впереди была цель и стремление как можно скорее до нее добраться. На протяжении всего пути для заправки машины можно выбрать свой любимый бренд, а для перекусов – либо столовую, либо кафе с недорогой и по-домашнему вкусной кухней. Причем в выборе пищеблока лучше ориентироваться на скопление автомобилей дальнобойщиков. Соответственно, где их больше, там и вкуснее. Уже к 18 часам я подъехал к Ростову-на-Дону. Сегодняшний Ростов – это большая ударная стройка. Все подчинено подготовке к ЧМ по футболу, поэтому быстро проскочить через город нереально. Хороший товарищ подсказал, как объехать этот дорожный коллапс, и уже через 30 минут я размещался в уютном мотеле «Евразия» на трассе в пригороде Батайска. Большой двор для выгула собак, хорошие номера, вкусная еда. Сделав все, что было необходимо, в 22 часа я уже спал крепким сном. Назавтра нужно было преодолеть вторую половину пути, в том числе и паромную переправу. Легкий завтрак в 5.00, и в 6 часов я покинул левый берег Дона.
День второй.
Несмотря на усталость первого дня, желание скорее добраться до вожделенной цели сделало свое дело. Навигатор повел по уже знакомому маршруту. Паромная переправа в это время года испытывает дефицит клиентов, поэтому вся процедура оформления, контроля и самой переправы заняла что-то около часа. А уж путь из Керчи в Черноморское показался легкой прогулкой протяженностью в триста пятьдесят километров.
Крым дышит весной. Уже в 19 часов меня встречали гостеприимные хозяева. Разместился, покормил собак, принял душ, поужинал и свалился отдыхать в ожидании завтрашнего утра. Откровенно говоря, дорога прибила. Ехать более двух тысяч километров одному и правда, тяжеловато. Но, если взять напарника, до конечной точки вполне можно добраться за сутки.
БАЗА
Ни для кого не секрет, что все приморские населенные пункты живут за счет сезонных отдыхающих, а межсезонье посвящают подготовке к предстоящему наплыву гостей. Черноморскому в этом плане повезло больше. Выделенные угодья притягивают сюда огромное количество владельцев собак, натасчиков, охотников и некоторые жители Черноморского и Оленевки весь сезон работают, предлагая нам, гостям, свои услуги по размещению и питанию. Я остановился у замечательных людей, семейной пары – Константина и Ирины. К моему приезду там уже было на постое пять человек. И у всех собаки. От одной до десяти. Проживание в таком мини-пансионате обходится от пятисот до тысячи рублей в день, в зависимости от уровня комфорта. Каждый готовит себе сам и, соответственно, убирает за собой тоже сам. Учитывая традиционное наличие проблем проживания на всех без исключения состязаниях, условия тут весьма комфортные. А если помножить это на гостеприимство хозяев, то просто замечательные. Продукты можно покупать в магазине или на городском рынке. Цены весьма и весьма приемлемые. Что-то примерно как в Москве, а что-то дешевле. В городе много различных кафе, ресторанчиков, которые, несмотря на сезонное затишье, работают и вкусно кормят. Примечательно одно обстоятельство: в Черноморском нет ни одного светофора!
КТО ЕСТЬ КТО
Итак, о классификации участников, их статуте и результатах. Всех можно разделить на три категории. Многие помнят повесть В. Санина «Белое проклятье», где все любители горных лыж поделены на условные группы. Там есть чайники, фаны и элы. Примерно тот же принцип можно применить и к легашатникам. Думаю, каждый, кто в состоянии критически посмотреть на себя со стороны, сам определит, к какой группе его следует отнести. Это, конечно же, шутка, но шутка близкая к реалиям. Итак, по порядку.
Чайники. Они приезжают с одной или двумя собаками, на хорошей машине. Эти люди не обладают ни опытом, ни знаниями, но готовы участвовать во всех аспектах жизни коллектива, давать советы и не слушать рекомендации. Для них характерно завышенное мнение как о себе, так о своей собаке.
Фанаты. Это люди, беззаветно преданные любимому делу. Они передвигаются на старых, полуразбитых автомобилях, их собаки работают так же точно, как швейцарские часы. Большую часть жизни фанаты посвящают своим питомцам и их подготовке. Они побеждают на состязаниях и бескорыстно помогают готовить собак чайникам.
Элита. Это достаточно большая группа людей, для которых наличие своих собак и натаска собак чайников и прочих владельцев является профессией. У них мощные, большие внедорожники, прицепы для перевозки собак и всякие прочие прибамбасы.
У каждого из них на обучении находится от десяти до тридцати собак одновременно. Как мне сказал один из представителей элиты, «в Италии натасчики получают пенсию за свою работу». Элита тоже делится на группы и микроколлективы, которые формируются только по одним им понятным принципам. И при всеобщей любви и дружбе, как и везде в собачьем мире, там тоже есть кое – какие вопросы. За определенную плату они готовят собак для любого применения. Они и сами участвуют в различных состязаниях европейского масштаба. И даже, случается, побеждают. К сожалению, победы пока нестабильны, но задел есть, и перспективы реальные. Ежедневно по 8–9 часов они проводят на тренировках в поле, на ветру, на солнце и под дождем. Это их работа, и они знают что делают, для чего и за что. Мы поехали посмотреть на парные пуски в ходе тренировок их собак. Весьма поучительно. Бегут широко и далеко, управляемы, с высоким уровнем послушания. Особенно приятно было наблюдать за сеттерами, которые в поисках птицы словно летели по степи, обгоняя ветер.
РАБОТА
Хочу сразу оговориться. В Крыму с собаками занимаются натасчики и просто владельцы, у которых разные цели и задачи, методы и способы работы, собаки разных пород, с разными качествами, навыками и способностями. Там готовят и по правилам 1981 года, и по правилам Международной кинологической федерации филд-трайла и большого поиска. Стоимость одного дня работы в угодьях стоит 500 рублей. Кто-то скажет – дорого. Но где еще можно делать это с января по май!
Жизнь на базе начинается в 6 утра. Владельцы выгуливают собак, готовят еду и за завтраком обсуждают, кто и куда сегодня поедет. Это делается с целью исключить скопления натасчиков и их питомцев в одном месте. Птицы в угодьях много. Мне с утра в течение двух-трех часов удавалось по два раза запускать трех собак породы пойнтер. Конечно, их уровень и готовность разная, и если двухлетняя сука Дези в течение 15 минут делала три работы и шла отдыхать, то ее ровеснику кобелю Пако требовалось чуть больше времени. Ну а годовалому кобелю Найсу, практически не знавшему запаха птицы, челнока и послушания, приходилось уделять значительно больше времени и терпения. Второй выезд в поле был около 16–17 часов, и все повторялось вновь. Очень важным моментом является адаптация собак для работы в условиях Крыма. Прежде всего, это касается питомцев, живущих в квартирах: лежа на диванах с ноября, они не имеют полевого досуга практически до июня. Крым – это отдушина. Здесь можно подготовить собаку к началу сезона, пройти испытания и поучаствовать в состязаниях.
Хочу вернуться к адаптации. Несомненно, те собаки, которые уже имели опыт работы, генетически более способны и физически готовы, перестраиваются и приспосабливаются быстрее. Так у меня получилось с Дези.
Возможно, десять дней, проведенных в Крыму прошлой осенью, заложили какую-то базу. Она сразу побежала быстро, размашисто. Конечно, страсть и эмоции в первые дни захлестывают собак и не позволяют проявить свои лучшие качества, но спустя 3–4 дня все встает на свои места.
Планируя поездку в Крым, я хотел достичь целей, поставленных и перед собой, и перед питомцами. Что-то было реализовано, что-то не удалось. Но благо есть люди, которым можно доверить незавершенную работу. Они профессионально и ответственно выполняют ее, взяв одного из моих питомцев для продолжения курса натаски. Я постоянно на связи, вижу прогресс и очень доволен происходящим.
Что дало лично мне пребывание в Крыму? Прежде всего, то, что собаки признали во мне не просто существо, которое их кормит и ухаживает, а человека, принимающего участие в поисках и добыче трофеев. Да-да. Можете не улыбаться. Я писал в начале, что очень важно подготовить себя. Скажу по своему небольшому опыту. В эту поездку я совершенно по-новому увидел, как стоит Пако, как причуивает и тянет Дези. Теперь я безошибочно могу сказать: там есть птица. Главное, что мне не нравится, – это широкий челнок по 250–300 метров. Собака, ставшая по птице так далеко, может не дождаться хозяина, столкнуть добычу и как следствие погнать. И ладно бы это была просто охота. А если состязания?! Тогда они закончатся, не успев начаться. Так случилось с моей Дези. Решив принять участие в испытаниях, я рассчитывал получить диплом Д-2. Первая работа Дези была отличной. На втором челноке она стала, отработала и была послана дальше. А когда собака ушла на 250 метров, я подумал: «Сейчас станет». И она стала по птице на самом конце справа. Отсутствие связи ведущего и собаки на таком расстоянии часто приводит к толчку и срыву собаки в погонку. А вот Пако получил твердые Д-3 с общим баллом – 71. Практически все опытные натасчики говорят: укоротить всегда можно. Конечно, можно, а для охоты, может быть, даже и нужно ограничиться 100–150 метрами вправо и, соответственно, влево. Но это мое сугубо личное мнение, которое может не совпадать с вашим, уважаемый читатель. Для тех, кто увлеченно занимается большим или охотничьим поиском, 300 метров – это не плечо. А их собаки должны стоять до победного конца.
Проведя две недели в мире собак, птицы и увлеченных людей, я получил огромное удовольствие от работы, общения, природы Крыма и морского бриза. Погода нам благоприятствовала. Было комфортно, тепло и солнечно. Практически перед отъездом руководители черноморского ООиРа провели испытания легавых. За два дня в них приняли участие 12 собак. Кто-то успешно получил первый диплом, а кто-то повысил квалификацию, получив Д-2.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вот так, в приятных хлопотах и общении, две недели пролетели как один день. Возвращаться в холод и дождь не хотелось, однако неотложные дела неумолимо наводили на мысль о необходимости собираться. Еще долго будет будоражить ум время, проведенное в Крыму. Споры и обсуждения в попытке найти истину в тех или иных аспектах охоты с подружейной собакой, незаметные, но только мною увиденные сюжеты каждого дня, проведенного в поле.
Путь домой был таким же быстрым и комфортным. В Ростове мне удалось встретиться с приятелем-пойнтеристом, пробежаться с собаками по окрестностям Ростова-на-Дону и убедиться: птица есть, и ее много.