Эдгард Запашный: чем удивить зрителя?

Подготовила Елена Важнина, фото Бориса Глухарева

При слове «цирк» почти все люди улыбаются, для многих это ассоциации с радостью, весельем и с детством. Воздушные гимнасты, жонглеры, клоуны и, конечно, дрессированные животные. Каково оно – закулисье цирка, куда посторонним вход запрещен? Вот и мы напросились в гости на серьезный разговор к директору Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, народному артисту России, знаменитому дрессировщику хищных животных из династии Запашных – Эдгарду Запашному.

– Эдгард, откуда берет свое начало история дрессировки диких животных в цирке?

– Одомашнивание животных – это, по сути, и есть дрессура. Дикие животные и первобытные люди никогда не были друзьями. Скорее, напротив, боролись друг с другом за выживание. Но в какой-то момент человек сделал попытку установить с животными контакт, опираясь на свои чисто утилитарные потребности. Первыми в этот список помощников человека попали корова, коза, собака, лошадь, кошка… В тот момент начался процесс знакомства и привыкания друг к другу. Далее последовал процесс обучения и взаимного познания: кто на что способен. Человек изучал животных, а животные изучали человека. Но эти взаимоотношения были далеки от общения. Спустя время человек начал навязывать свои правила, а животные учить людей своим. Простейший пример. Собака «говорит» человеку: «Не хочешь, чтобы я какала дома, выводи меня на прогулку. Хочешь, чтобы я тебя любила, корми меня вовремя. Чтобы помогала тебе – ухаживай за мной». Человек тоже обозначил свои границы: лаять нельзя – команда «фу», «нельзя» – это элементы дрессуры. Поэтому дикие животные и стали домашними, благодаря своду правил, принятых обеими сторонами.

Цирковое искусство имеет многовековые традиции. И, как любой творческий процесс, видоизменяясь с течением времени, он продолжается до сих пор. К примеру, римский Колизей назывался цирком, потому что на арену выходили животные. Гладиаторские бои, соревнования на колесницах, борьба человека с дикими зверями пользовались популярностью у зрителей. А номера с хищниками – это наследие древности, и я уверен, что даже в те времена человек, который дрался против тигра, хорошо знал его повадки и наверняка находил с ним контакт. Я не верю в тотальную жестокость гладиаторов просто потому, что тогда это было бы не представление, а быстрое убийство. Я практически уверен, что гладиаторы также выстраивали отношения с животными. И на древних изображениях фараоны находятся рядом с гепардами и леопардами, которые часто сопровождали хозяев в походах, а при такой жизни тесный контакт с человеком неизбежен. Поэтому дрессурой занимались еще в далеком прошлом.

Постепенно люди начали отделять жизнь от творчества, и цирк перешел в разряд развлечений, как и театр. И то, и другое стало искусством.

Сейчас цирк очень разнообразен. В нем могут быть тематические номера, где животных нет вовсе. Есть абстрактный цирк, классический. Мы с братом сделали цирк планеты УФО – орбитальная станция, где живут неизвестные нам существа. Тем цирк и хорош, что может принимать любые формы, все зависит лишь от того, пользуется ли это популярностью у зрителя.

– А почему раньше в цирке чаще выступали именно пудели? И какие породы собак могут считаться «цирковыми»?

– Пудель – одна из самых умных и самых добродушных пород собак, много чего умеющая. Это собака многозадачная и подвижная в общении с человеком. Некоторые породы действительно трудоемки в дрессуре в силу специфических особенностей: в основном это охранные собаки, кавказские овчарки, алабаи. Моя сестра Марица Запашная работает с кавказскими овчарками – единственный в мире номер с этими собаками. Она возится с ними гораздо больше, чем с пуделями, так как должна быть абсолютно уверена, что ни один из «кавказцев» не кинется в зрительный зал на людей, сидящих в первом ряду. Ей часто приходится решать проблему с агрессией у уже выросших кавказских овчарок. В этом случае от такой собаки приходится избавляться, она не может выступать на арене – мы работаем в зрительном зале, а это постоянный риск. С пуделями таких проблем, конечно, нет. Или вот пример. Недавно в нашем цирке работала Ольга Ван-Ю-Ли. У нее группа доберманов, и один из них чрезвычайно агрессивный. Нападает даже не на людей, а на других доберманов, и, конечно, он под особым контролем. Поэтому только опытные дрессировщики берутся за сложных собак, особенно если задуман групповой номер. Но кроме пуделей на арене хороши, к примеру, лабрадоры – подвижные, добродушные и обаятельные. Хотя в целом «нецирковых» пород гораздо меньше.

– И какими качествами должна обладать цирковая собака?

– Качествами должна обладать не собака, а цирковой дрессировщик. Человек должен любить свое дело, любить животных, тогда он сможет оценить возможности собаки и выстроить свою работу так, чтобы это было интересно и зрителю, и самому животному. Это неотъемлемая составляющая успеха. Дальше все зависит от цели. Есть такой фильм Федора Попова «4 таксиста и собака». Ко мне пришли известные сценаристы, описали эпизод и попросили совета в его съемке. В эпизоде такса убегает от хозяина, забегает в зоопарк и ныряет в вольер ко льву. Лежит спящий лев, такса подбегает к нему, обнюхивает, гавкает, кусает его. Лев неохотно на нее реагирует. Такса поворачивается, начинает закапывать льва, провоцирует атаку. Лев прыгает, такса пролетает под ним, он падает в ров, а такса победоносно уходит из вольера!.. Сценарист спрашивает меня: «Эдгард, что нужно, чтобы снять эту сцену?» И я совершенно честно отвечаю: «Готовьте как можно больше такс…» Они в шоке! Говорят: «Это серьезно?» Я говорю: «Да! Но только не буквально, конечно! Просто снять эту сцену с одной собакой невозможно! Здесь нужны совершенно разные по энергетике собаки. Адекватный пес, «смелый», «наглец» и «трус». Пес должен подбежать, остановиться… следующий кадр: он должен укусить – «наглец». Дальше по команде убежать – «трус», третий – смелый пес, через которого прыгнет лев. В итоге так и сняли, с четырьмя разными таксами.

Вот и ответ. Все зависит от поставленной задачи: чего именно хочет дрессировщик от собаки? Чтобы это был до безумия веселый пес – бегал и радовался. Или выполнял трюк-«обманку». Шесть доберманов садятся в ряд, и на нос каждого дрессировщик кладет кусочек колбасы. По щелчку пальцами все собаки съедают по очереди колбасу, а шестой не шевелится, что вызывает смех, ведь дрессировщик дает разные команды, а собака сидит. Для такого трюка нужна собака, равнодушная к еде. Эту собаку специально под трюк подбирали.

– То есть из любой собаки можно сделать цирковую?

– Ну, нет, я видел провалы. Собака-паникер или просто трусливый пес. Он выходит на арену, уши опущены, хвост поджат, на зрителей смотрит с глубоким удивлением, и у людей создается впечатление, что его дубасят всем цирком. Зрители думают, как здесь все плохо! Хотя на самом деле у этой собаки просто такой характер. Я видел собак, которых отдают как профнепригодных. Причем очень хорошие дрессировщики, которых нельзя обвинить в непрофессионализме.

– А хищников отбирают для номера по тем же принципам? Характер в первую очередь?

– Все примерно так же происходит, условия отбора для номера распространяются на любое животное. Другое дело, что собаку заменить гораздо легче, чем, например, слона. Плюс в цирке не используют собак, которые стоят десятки тысяч долларов, в этом просто нет нужды. Поэтому, если тебе доставили слона из Африки, будь любезен работать с тем, что привезли. Потому что слон – это 100 000$, и, чтобы его привезти, нужно пройти огромное количество инстанций и оформить кучу разрешительных документов, в том числе международный СИТЕС. В этом случае дрессировщик уже по ходу решает, на что способно то или иное животное, а чего от него требовать бессмысленно. Поэтому я всегда с трудом расстаюсь с хищниками, хотя было у меня два случая, когда мы отдавали тигров, потому что они становились чрезвычайно опасными. Они нападали на нас с братом, на своих сородичей, и им это, к сожалению, удавалось. Здесь надо принять для себя решение, расстаться, несмотря на потраченные усилия и время, потому что в один прекрасный момент все может закончиться трагедией. Тяжело расставаться с животными, которых любишь, а я люблю своих животных, поэтому с ними и работаю. Любой хозяин меня сейчас поймет. Но у цирковых дрессировщиков иногда это просто вынужденная мера, к сожалению…

– Имеет ли значение пол животного? У Вас в труппе помимо разных видов – львы и тигры – животные еще и разнополые! Как они между собой ладят, и есть ли дискомфорт у Вас в плане общения и дрессировки?

– Нормально ладят! Я никогда не чувствовал дискомфорта, но все же по энергетике мне легче с пацанами. Хотя не все со мной согласятся. Скоро к нам приедут дрессировщики Широкаловы, в их труппе тигры, леопарды, пантеры почти все самки. Им, видимо, легче дрессировать самок. А у меня почти все пацаны, девочек мало.

– Какой номер можно подготовить быстрее – с тиграми или собаками? Есть что-то, что тигры осваивают быстрее собак?

– Конечно, номер с собаками! Это несравнимо! И не потому, что собака не опасна, она просто выше по умственному развитию. Собаке легче что-то объяснить. Если бы тигры были умны как собаки, то развитие цирка шло бы гораздо быстрее. Дрессировщики могли бы делать больше трюков, и, наверное, тигр давно бы уже одомашнился.

– Расскажите немного о психологии взаимоотношений дрессировщика с хищниками. На чем они строятся? У собак, к примеру, это вопрос лидерства. Дрессировщик должен быть «вожаком стаи»? Но у больших кошек приоритеты, наверное, другие.

– У нас в коллективе есть номер с пуделями. Я за ними часто наблюдаю и не замечаю выраженного лидерства. Они же не сбиты в стаю ради выживания. Когда собаки сбиваются в стаю ради выживания, то им нужен лидер. В этом случае выстраивается иерархия, а когда у собак все хорошо, их кормят, поят, с ними гуляют, мне кажется, что стая для них перестает быть жизненно необходимым условием. Львы как раз наоборот – это семья, прайд. Львы всегда собираются в стаю, хотя могут дружить против другого льва. У нас есть молодой львенок, а взрослый лев Филипп пока его не принимает, и нам с братом приходится большую часть репетиции его охранять, иначе он его порвет. Тиграм это несвойственно. Они эгоисты, индивидуалы и по энергетике ближе к кошкам.

– А чем тигр отличается от кошки, кроме размеров, конечно? Я имею в виду повадки, особенности характера и психологический портрет.

– Во-первых, тигры однозначно умнее, опаснее и более склонны к общению с человеком, чем кошка. Кошка – достаточно эгоистичное животное и тигр тоже, но тигру общения надо больше. Точнее, с тигром можно подружиться. Честно скажу, я кошек не люблю… в хорошем, конечно, смысле. У меня нет аллергии или неприязни, просто всю жизнь у меня были собаки, я собачник. Но как раз в тиграх я вижу больше кошку, возможно, это синтез собаки и кошки. Если сравнивать: кошка – собака, тигр – лев, то тигр ближе к кошкам, а лев к собакам.

– А какие у Вас собаки?

– Сейчас у меня нет собаки, у меня живет черепаха. Меня дома практически не бывает. Собака требует внимания, ей нужен хозяин, и я бы не хотел, чтобы мои домашние занимались собакой, а я не имел бы к этому отношения. С самого детства у нас с братом были пудели. Потом папа завел кавказскую овчарку. После нее у нас 9 лет был ротвейлер, потом дворняжка, прожившая более 10 лет. Это была моя личная собака. Шесть лет, как ее не стало, и пока у меня собаки нет.

– Эдгард, Вы родились в знаменитой цирковой династии. Ваш отец Вальтер Запашный был укротителем тигров, и Вы, будучи ребенком, наверное, готовились стать дрессировщиком. Почему Вы не стали дрессировать собак?

– Помню, будучи ребенком, всегда говорил: «Хочу как папа!» Но это было, скорее, детское желание, а собаки всегда присутствовали в моей жизни, не считая последних шести лет. Я, наверное, рано осознал, что фамилия Запашные и работа с собаками – немного разные вещи. Меня, естественно, с детства готовили к тому, что я должен быть сильным и работать с хищниками.

– Расскажите о Вашей новой программе. Что в ней от традиций, а что от современного духа времени, ведь цирк всегда был удачным симбиозом старого и нового?

– Я очень рад тому, что мы с братом можем в течение года менять 3–4 программы. Мы делаем их с завидной регулярностью, и они сильно отличаются одна от другой. Для Аскольда очень важно, чтобы любая новая программа была интересна для зрителя. Чтобы в ней присутствовали неизвестные зрителю элементы. Либо это должно быть представление, по которому зритель успел соскучиться. Ни я, ни мой брат не отвергаем ни одной из форм циркового искусства. Мы делали спектакли без животных, тематические спектакли, классические программы. Нужно тонко чувствовать желание зрителя, что ему интересно, на что он готов прийти сегодня, потратить свое время и деньги. Зрителя нельзя разочаровывать. Понятно, что при создании тематического спектакля стопроцентного попадания не будет, невозможно понравиться всем. К примеру, мы смотрим современный фильм с участием Шварценеггера и говорим, что «Терминатор» был лучше. К этому надо быть готовым.

– Как изменился зритель? Приходится ли артистам придумывать все более сложные трюки или людям больше нравится классический цирк? Как Вы относитесь к новым, современным тенденциям в цирковом искусстве?

– Если коротко, то зритель стал более избалованным. Индустрия развлечений сильно шагнула вперед, и сегодня на этом рынке много самого разного товара. Недавно мне прислали видео, где тигр стоит на серфинговой доске и его катают по травяному полю. Мне приходится думать, чем я могу удивить зрителя, который уже посмотрел этот ролик. Удивлять становится все труднее. С другой стороны, у нас появилось техническое преимущество – разного рода инновации: визуальные эффекты, пиротехника, сложный реквизит, робототехника. Мы все время решаем, на какого зрителя ориентироваться. Если на массового, то он уже достаточно избалован. Мы с братом всегда ставили перед собой задачу собирать стадионы, чтобы это была не просто программа, а настоящее шоу с использованием современных средств, разнообразное и необычное. Чтобы такое шоу хорошо освещалось прессой, становилось событием, но не превращалось в надоедливую «попсу».

– Почему зрителям нравятся номера с животными? В чем секрет?

– Наверное, потому, что адекватных людей в наше время все-таки больше. И в общей массе люди относятся к животным как к любимцам. Сейчас это отношение пытаются изменить. Я говорил об этом и в Мосгордуме, и в Госдуме. Мы не должны идти по этому пути. Для многих людей животные – это члены семьи. Мы сердобольная нация, и даже когда нам очень плохо, мы все равно заботимся о тех, кому еще хуже. В нас нет западного цинизма, утилитарного отношения. Я не перестаю удивляться и восхищаться подвигом наших дедов, которые сохранили Ленинградский зоопарк во время бомбежки. Во время блокады, голодая сами, прокормили бегемотиху. Таких моментов очень много. Поэтому наши зрители уважают работу с животными, уважают дрессировщиков.

Я всегда буду повторять: чтобы дети выросли добрыми, приспособленными к нашей непростой жизни, у них обязательно должен быть любимец – собака, кошка, кто угодно, потому что только так можно воспитать ответственность и дисциплину, научить любви и милосердию. За любым живым существом нужно ухаживать, заботиться о нем, кормить… А если оно умирает, нужно научиться принимать это.

– Это если мы говорим о правильном воспитании. Но сейчас, к большому сожалению, градус ответственности стремится к нулю. И результат мы видим на улицах и в приютах.

– Я приверженец кардинально жестких мер по отношению к людям, которые проявляют жестокость и безответственность. Я не понимаю, как такое вообще может происходить в жизни человека! Буквально на днях моя мама подобрала кавказскую овчарку. Здоровый взрослый алабай лет 6–7. Непонятно, выкинули или он убежал. Что с ним делать? Мы его покормили, напоили, лежит, не рычит. Я собрался с духом, пошел с ним знакомиться. Он в ошейнике, его надо перекрутить. Я начинаю перекручивать ошейник и понимаю: если он сейчас кинется, начнет меня рвать, я легко не отделаюсь, это крупная собака. Я рисковал, но все обошлось, а на ошейнике оказался телефон владельцев. Приехал хозяин, долго благодарил, оказывается, собака от них просто убежала. Слава Богу, все обошлось.

– Изменились ли методы дрессировки животных в цирке, если сравнивать с номерами, скажем, 20-летней давности?

– Наверное, за 20 лет они не сильно изменились, но в целом, конечно, цирк, да и понятие дрессуры, сильно ушли вперед. А лет 40–50 назад – да, подход был совсем другим. Сейчас цирк стал более гуманным, животных в большей степени изучили, и дрессура строится на партнерских отношениях, когда человек взаимодействует с животным на равных и в общении главенствующую роль занимает любовь и привязанность. Уходят в прошлое травмоопасные трюки. Например, лошадь выбегает на манеж и прыгает через высокий забор. Понятно, что для торможения у нее остается всего 6 метров манежа, а это серьезная нагрузка на суставы. Дрессировщики тоже набираются опыта, видят примеры прошлого и придумывают новые формы, расставляют другие акценты. Многие животные становятся актерами. Существуют целые сценки: например, лошадь в кровати – это уже целый мини-спектакль, и у зрителей такое действо вызывает умиление и радость.

– Понятно, что сравнивать дрессировку собак и диких животных нельзя, тем не менее, есть ли общие принципы, каноны, которые должен знать дрессировщик?

– В дрессировке любых животных всегда есть общие принципы, базовые вещи. Во-первых, это время, проведенное вместе с пользой. Чем его больше, тем лучше результат. Но и отдыхать друг от друга тоже нужно. Очень полезно иногда скучать друг по другу. Дрессировщик изучает своих четвероногих партнеров. Нельзя к собаке относиться как к виду: дайте мне шестерых доберманов, и все они будут работать одинаково. Нет, каждое животное индивидуально не только по своей природе, но и по тому, что вложил в него человек. Это касается и собак, и тигров. А основные каноны дрессировки – это любовь, уважение к животному, доскональное его изучение, ответственность и в какой-то степени научная работа.

– Цирк – это всегда много интересных историй и случаев. Расскажите, пожалуйста, с чем Вам приходилось сталкиваться за годы работы?

– Я рассказывал много разных историй и не хотел бы повторяться. Самая поучительная из них – это история совместной жизни человека и животного. Когда я становлюсь хозяином, то понимаю, что теперь мы связаны до конца. И я изначально готов через 10 лет выносить свою старую собаку на улицу на руках. Веселье первых лет жизни заканчивается быстрее, чем можно себе представить. И чем крупнее собака, тем меньше она живет. Человек должен это понимать и принимать. Эти преданные глаза, этот взгляд останется с ним навсегда. Плохим людям не надо заводить собак, да и вообще связывать свою жизнь с животными. Вот моя самая поучительная история. Мой ротвейлер, моя дворняжка тоже умирали у меня на руках. Мой любимый тигр умер ночью в самый неожиданный момент. Я не думал, что он так быстро состарится. Обычно животные угасают постепенно, а он сгорел буквально за две недели. При вскрытии ничего не обнаружили. Этот тигр Мартин был особенный. Я про него и передачу снял «Легенды цирка с Эдгардом Запашным – тигр Мартин».

– Иногда практикуются номера с совместным участием собак и диких животных. Это исключение или правило?

– Собаки и медведи – да, но я однажды видел зарубежный опыт с 4 львами и 4 сенбернарами в одной клетке. Мне номер не понравился, сама картинка. Можно сказать с иронией – хорьки и гантели. Тогда меня это не заинтересовало, и я не стал поощрять такого рода эксперименты. Когда ко мне приходят люди с подобными бредовыми идеями, я им всегда привожу этот нелепый пример. Собаки и медведи чуть ближе по энергетике, находят контакт друг с другом, и такие номера можно увидеть чаще.

А что касается сложности таких номеров, мне кажется, животные гораздо быстрее находят общий язык. Я недавно видел, как собака двум медведям дала такой разгон, что они не знали, куда от нее деваться. Они между собой на своем языке общаются. У нас в коллективе есть дрессировщики Александровы. В большом вольере у них живут два медведя. Рядом ходит собака. Я знаю, что если подойду к этому вольеру, медведи меня поймают через решетку и попытаются укусить, потому что я незнакомый им человек. А собака ходит между ними, лапы им кусает, они нашли общий язык. Но такие контакты устанавливаются годами, долгим совместным общением, желательно с детства.

– В последние годы активно муссируется тема зоозащиты… Насколько мне известно, она коснулась и цирковых животных. В СМИ по этому поводу были большие дебаты. Кто-то даже предложил закрывать цирки с животными. Сейчас добрались и до охотничьих собак – тема закрытия притравочных станций, которую лоббируют некоторые депутаты. Николай Валуев пытается выступать в защиту охотничьих традиций, мотивируя это тем, что охотничьи породы собак просто исчезнут. На Ваш взгляд, где заканчивается профессионализм и начинается жестокость? Если лайку притравливают на медведя или кабана, готовя ее к профессиональной охоте, – считать ли это жестокостью?

– Я был на заседании комитета в Госдуме, где Николай как раз поднимал этот вопрос, и поймал себя на мысли, что не смог бы это прокомментировать, потому что никогда не видел, как это происходит. Видел ролики в Интернете очень негативного содержания, где несчастного медведя без зубов и когтей рвут собаки. На мой взгляд, это неприемлемо! Форма обучения в виде травли с причинением увечий одного животного другому не может служить оправданием никакой деятельности. Я категорический противник этого. Другое дело, что мой отец Вальтер Запашный практиковал драки наших двух ротвейлеров в намордниках, чтобы дать им возможность развить смелость и научить их выстраивать отношения с себе подобными. Но когда одно животное не знает, куда деться от другого, которое пользуется этим и рвет оппонента, я этого не приемлю!

– Ваше мнение о правах животных, как Вы это видите?

– Я бы очень хотел напомнить нашим читателям, что «зоозащитная организация» и «радикальные зоозащитные организации» – это совершенно разные структуры. С радикалами я даже говорить не хочу, это бесполезно. Невменяемые люди, не отдающие себе отчета и не уважающие никого. Как правило, у самих радикалов животных нет и никогда не было, как и собственных детей. Ребенка же надо воспитывать и иногда наказывать, что в принципе имеет много общего с дрессурой, которую они отвергают в категорической форме.

Что касается прав животных. Так называемые права животных часто перетекают в следующую, не менее бредовую стадию, когда животное признается личностью. Эту тему уже обсуждали в Английском парламенте – обезьяну признать личностью. Это форменное сумасшествие! Потому что, как только мы любое животное в человеческом понимании признаем личностью, мы автоматически должны дать им права, разрешить голосовать, заключать с ними браки – это же бред! К сожалению, этот бред вполне серьезно обсуждают в некоторых странах на довольно высоком уровне влиятельные и авторитетные люди. Бог создал нас разными: человек – венец творения, а животные – наши партнеры, помощники, соседи по планете. Такие игры в равенство на личностном уровне могут далеко зайти. Для меня права животных – это прежде всего грамотное и ответственное отношение к ним, которое проявляется в заботе. Основное право животных – это право на гуманное сосуществование с человеком. При этом я понимаю, насколько человек иногда вынужден быть жестоким: любое лекарственное средство, прежде чем тестировать на человеке, пробуют на животных. Другого пути, к сожалению, нет: животные должны служить человеку, так устроен этот мир.

Бог создал человека всеядным. Я не ханжа и говорить о том, что вегетарианцы – это венец правосудия, я категорически не буду. Я уважаю их выбор: не можешь из-за какой-то своей моральной травмы есть мясо – не ешь, но не надо обвинять других в жестокости. Не нужно лезть человеку в душу. Это все равно что я начну обвинять тигра в том, что он плотоядный. Он, первое, – не поймет, а второе, – просто умрет. Его таким создал Бог. Он ел, ест и будет есть мясо, и другим мы его уже не сделаем. Не мы создавали этот мир, и не нам его менять. Простой пример: любой вегетарианец, оказавшись в экстремальных условиях, когда речь идет о выживании, скажем в тайге, очень быстро меняет свои зоозащитные принципы. Выйдет к нему голодный тигр или медведь, увидит легкую добычу, и плевать он хотел на моральные устои. И Бог тигра за это не накажет. Поэтому задача человека в том, чтобы создать такие условия жизни, в которых жестокость станет невозможной.

– А содержание крупных собак в квартирах, Вы считаете это нормально?

– Да, нормально. Собака – это хорошо обучаемое животное, которое человек давно научился контролировать. Поэтому, если ты хочешь держать дома алабая, – держи. Задача владельца – обеспечить такой собаке необходимые для породы условия содержания и нагрузки. Соблюдать общепринятые правила жизни с такой собакой, чтобы она не причиняла неудобства другим людям, была безопасна и социально ориентирована. И пускай он живет в квартире и сторожит твое жилье.

– Что Вы можете сказать о приютах и зоозащитниках, собирающих деньги якобы для заботы о бездомных собаках.

– Это очень сложный вопрос. Я был как в очень хороших приютах, так и в очень плохих, где бедные животные брошены на произвол судьбы, а люди на этом просто зарабатывают. Тут вопрос в том, что лучше – истреблять бездомных животных или пускай доживают свой век, хоть и в таких условиях? Я вряд ли смогу ответить на такой вопрос. Я слышал аргументы одних и других. И вроде как все правы. Поэтому в идеале этой проблемой должно заниматься государство, муниципалитеты, так как все упирается в экономическую составляющую. Именно на бюджетные деньги нужно создавать приюты, похожие на хорошие дома престарелых. А помогать должны общественники и меценаты. У нас есть богатые люди, которые на свои средства содержат такие приюты. Я был в них, и там все хорошо! Они отслеживают судьбу собак, люди с удовольствием приходят и забирают их оттуда. Собаки вакцинированные, с кличками, с историей, и инвалидов-животных забирают. Я забирал из приюта к нам в цирк животных. Вопрос всегда исключительно в финансирования. И пока наше государство не научится выделять средства (а оно не научится до тех пор, пока часть населения живет в таких же условиях нищеты), животные останутся на втором месте.

– Как бы Вы поступили, будь Вы депутатом? Может быть, предложили новые законы в отношении животных, в том числе собак?

– Во-первых, я бы постарался решить вопрос поголовного чипирования животных – кошек и собак – основного контингента улиц. Чипирование необходимо для того, чтобы приучить владельцев к мысли о том, что недобросовестное отношение к животному наказуемо. Однажды к тебе придет полицейский, и по гражданскому кодексу ты ответишь, заплатишь штраф и, может быть, будешь лишен возможности иметь животное. В советском цирке в трудовой книжке была статья о невозможности работать с животными за проявление жестокости. И у нас несколько человек попали под эту статью. Один-два раза замечен – делается отметка, запрещающая такому человеку иметь домашнее животное. Если среднестатистический россиянин будет знать о последствиях, думаю, вопрос постепенно исчезнет сам собой. Люди начнут серьезнее относиться к решению завести собаку или кошку.

Второй момент – это городские службы, которые должны отлавливать бездомных животных. Государством должны быть приняты программы, исполнение которых нужно обязательно доводить до конца. Нужно изучать опыт других государств, но в нашей стране эта проблема из разряда очень тяжелых и трудно разрешимых в нынешней ситуации.

– В последние годы цирк практически не освещается СМИ. Но это часть культуры и традиций. Теперь мы все больше читаем и смотрим политику и новости. Почему цирк ушел на второй план?

– По сравнению с тем, что было еще 10–15 лет назад, сейчас цирку стали уделять гораздо больше внимания! Может быть, потому, что мы с Аскольдом смогли создать собственное лицо, заставили обратить внимание на цирк. Это очень важно! Я всегда подчеркивал, что основная проблема цирка – отсутствие индивидуальностей. Сегодня люди реагируют на конкретного героя, и этих героев мы сами должны создавать в нашей индустрии, тогда легче решаются и другие вопросы. Слава Богу, мы смогли вытащить цирк из почти полного забвения. На Первом канале два года шло телешоу «Цирк со звездами», и сегодня ни мы с братом, ни Максим Никулин не обделены вниманием прессы. К нам почти каждый день приезжают журналисты и что-то снимают для программ, интервью, передачи на телеканалах.

– Наверное, потому что Вы Запашные? А другие артисты?

– Запашным тоже есть на что жаловаться, и я Вам сейчас пожалуюсь с большим удовольствием. Мы с братом уже много лет самые продаваемые не только цирковые артисты, но и артисты в принципе. Наше с братом шоу в течение года собирает примерно 700–800 тысяч зрителей. Сегодня ни Лепс, ни Стас Михайлов не могут с нами соревноваться! Они это знают, и я не пытаюсь их сейчас унизить ни в коем случае! Я хочу донести до вас то, что чувствую я – народный артист, участвовавший практически во всех наших ток-шоу. У меня есть фото с Президентом, но ни одно мое шоу пока не показали ни на одном федеральном канале! Пожаловался ли я вам? Да, пожаловался! «Звезда», которая появилась полгода назад, не сходит с экранов, а мы с братом ставим мегапопулярное шоу, которое игнорируют федеральные каналы! В их программах я бегаю от быков, катаюсь на коньках, делаю все, кроме того, что должен делать Запашный. Весь вопрос в том: как цирковым артистам с профессиональной подготовкой, с качественной, современной, интересной программой прорваться на федеральные каналы? Поэтому в цирковой индустрии еще много чего предстоит поправить.

– Возможно, чтобы мелькнуть на канале со своим шоу, нужно кому-то хорошо заплатить… но это уже совсем другая история! Спасибо Эдгард за теплую встречу и очень приятную беседу! Желаем Вам все же появиться с Вашим шоу на федеральных каналах. Вы этого заслуживаете, люди должны видеть настоящий цирк и знать своих цирковых артистов в лицо!

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.