Екатерина Сенашенко, фото Игоря Бычкова
Раз уж судьба закинула нас в Южную Африку, было бы странно уехать из этой страны, не побывав в национальном парке на сафари. Это было основной частью моей «африканской мечты» и стояло в нашем семейном wish-листе (списке желаний) на одном из первых мест.
Для нашего африканского приключения был выбран национальный парк Хлухлуве-Умфолози (Hluhluwe-Imfolozi Game Reserve). Парк основан в 1985 году и через него протекает река Умфолози, давшая ему название. Одно из значений английского слова game – «дичь» или «дикие животные». А reserve – «резервация», «заповедник». То есть game reserve – заповедник для диких животных. Власти Южной Африки разумно подошли к проблеме сосуществования людей и животных, создав сеть национальных парков – резерваций. Вместо того чтобы защищать деревни зулусов от нападений зверей, было решено защитить самих зверей и огородить громадные просторы Африки под национальные парки.
Хлухлуве-Умфолози имеет общую площадь 964 тысяч квадратных километров и отлично выполняет свою основную задачу – защиту носорогов. На его территории сейчас живет пятая часть всей популяции этих животных, обитающих на планете. Парк славится еще и тем, что здесь можно увидеть всю «большую пятерку»: слона, леопарда, льва, буйвола и носорога. Они – самая вожделенная добыча браконьеров.
Сафари – это наблюдение за дикими животными с открытого джипа. И конечно, увлекательная фотоохота, потому что game reserve – это не зоопарк с вольерами, а место обитания диких животных в естественных условиях саванны и джунглей, на многокилометровых просторах. То есть этих животных надо еще и отыскать!
Въезд в парк только в сопровождении опытного рейнджера и по заранее заказанным пропускам. Выезд тоже строго контролируется, чтобы на ночь в парке никого не осталось. Наша первая «добыча» – нарядные антилопы импала. Кричим рейнджеру-водителю «стоп!» и бросаемся их фотографировать. Рейнджер покровительственно спрашивает: «Первое сафари?» Мы утвердительно киваем, не оценив зулусский юмор, и лишь потом понимаем – импалы для опытных проводников совсем неинтересны, это обычная «дичь», основная кормовая база хищников. Антилоп так много, как сыроежек в лесу, и нашей «находке» зулус не придал значения, как и зебрам, и грациозным жирафам, у которых мы тоже затормозили. Но рейнджер нетерпеливо гонит вперед. «Вы же приехали за львами, – уточняет он, – тогда не тратьте времени на ерунду!».
А вот и первый трофей «большой пятерки» – носорог! Семейство носорогов – живые бронемашины с маленькими недоверчивыми глазками. Конечно, встретить его в Хлухлуве немудрено, здесь живет самая большая популяция носорогов в мире – как черных, так и белых. Вскоре мы «добываем» и второй трофей – африканского слона, пришедшего на водопой – самое крупное животное на земле. Вокруг него толпится прочая местная живность, на которую этот гигант не обращает внимания.
Мы отправляется дальше, к большому джакузи – месту, где дикие животные любят принимать грязевые ванны. Наш рейнджер не ошибся, вот он, третий и самый опасный трофей из «большой пятерки» – африканский буйвол. Основная ценность буйвола и предмет трофейной охоты – мощные рога. Они набирают толщину с возрастом и по ним можно определить, насколько матерый самец перед вами. Заприметив грифов-стервятников, которые обычно следуют за львами, несемся следом по каменистым осыпным дорогам саванны. Саванна – это холмистая местность с большим перепадом высот, достигающим порой 500-600 метров. Грифы привели нас к излучине реки, и тут мы увидели львов – главный трофей нашей охоты. Целая семья отдыхала на другой стороне реки после сытного обеда. Нам остается лишь пятый участник пятерки – леопард. Но днем он спит в густых зарослях и активен лишь ночью. Что ж, значит, мы отправляемся на ночное сафари в Wetland Park Isimangaliso – парк водно-болотных угодий Исимангалисо.
Исимангалисо абсолютно не похож на Хлухлуве. Здесь совсем другие ландшафты, и, конечно, совсем другие животные. Wetland – это «влажные земли», а Isimangaliso в переводе с языка зулусов – «чудо». Парк занимает территорию 328 000 га, протяженность его береговой линии 280 км. Чудом это место назвали потому, что такого богатства природы не встретить больше нигде. Чего тут только нет, начиная от коралловых рифов и дюнных лесов и заканчивая болотами и густыми малопроходимыми джунглями. Здесь и пресное озеро Сент-Люсия, и коралловые отмели на побережье соленого индийского океана. В Исимангалисо живут слоны, африканские леопарды, носороги, буйволы, а в море обитают киты, дельфины и морские черепахи. На озере Сент-Люсия можно увидеть крокодилов и гиппопотамов. По статистике от нападения «неповортливых» бегемотов в Африке каждый год гибнет более 2000 человек. Кстати, от нападения акул только 9. По ночам медлительный, на первый взгляд, бегемот может передвигаться со скоростью до 30 км в час, проходя за ночь по 70-80 км.
Мы побывали в Исимангалисо не только днем, но и ночью. Жаль, что ночное сафари не богато фототрофеями. Вы знаете, как охотятся по ночам? Животных выдают глаза. Они отражают свет фар и поискового фонаря. Именно по яркому мерцанию глаз и находят объект охоты в ночном заповеднике. Впрочем, звери стараются отвернуться и прикрыть глаза, но нам все-таки удается поймать некоторых в объектив.
Леопарда, которого здесь зовут Чито, мы так и не встретили, но все равно увидели много разных животных, как будто сошедших со страниц книг об Африке. Кстати, зулусы никогда не купаются. Боятся крокодилов и змей, в изобилии населяющих эти места. И не ловят крабов – на это тоже есть весьма логичное объяснение. Если укусит краб, то пол гурмана может измениться с мужского на женский.
Сбылась еще одна моя мечта – конная прогулка по «влажным» землям, вот это приключение! Скачешь по саванне, и только бородавочники бросаются врассыпную. Как пояснил мне мой проводник-зулус, не так много бывает в Исимангалисо опытных всадников. «А есть ли здесь змеи?» – спрашиваю я своего проводника, который тоже впечатлен бесшабашностью россиянки, которая восхищается всякими, с его точки зрения, привычными мелочами. А чем больше удивляюсь я, тем больше ему хочется удивить меня. И сам спрашивает: «Как вы живете в России? Есть ли у вас апартеид?» Это важный для него вопрос. «А может ли черный парень жениться на белой девушке? А сколько должен заплатить жених родителям невесты?» Надо сказать, что моим ответам он дивится не меньше, чем я – его вопросам. Кстати, на вопрос о змеях зулус-рейнджер пренебрежительно ответил: «Да сколько угодно! Вот на тех кустах любит жить черная мамба, а под этими деревьями можно встретить кобру. В общем – ничего примечательного». И было это сказано так непринужденно, что я тут же успокоилась. И то невидаль, подумаешь, кобра…
Все хорошее когда – нибудь заканчивается. Пришло время и нам расстаться с Хлухлуве, Исимангалисо, Санта-Лючией. Но мы обязательно вернемся! Мы еще не видели, как черепахи откладывают яйца, а киты танцуют свой брачный танец в волнах Индийского океана…