Михаил Панков, фото автора
Прошло уже немало времени с момента завершения одной из знаменитейших гонки на собачьих упряжках LEKKAROD, но я все еще остаюсь под сильным впечатлением, потому что LEKKAROD – это особенная гонка. Любители этого вида спорта знают, что их ждет настоящий праздник, необыкновенная атмосфера общения всех со всеми – от гонщиков и зрителей до персонала. И все это происходит на фоне великолепных альпийских пейзажей.
Рассказывать об этой гонке можно бесконечно, поэтому я попробую просто передать атмосферу LEKKAROD посредством фотографий и описания собственных ощущений. Итак, начнем.
Первый день и первый шок. Утром я пошел на стейк-аут (место, где стоят гоночные команды с собаками) фотографировать и тискать собак. И тут же получил от ветеринаров за то, что, переходя от одной команды к другой, я не протирал руки специальной жидкостью. Да и вообще, трогать и тискать собак посторонним нельзя. Печаль… Вот так в первый же день меня лишили одного из моих главных удовольствий на гонках. Позже я заметил, что кроме постоянной протирки рук ветеринары периодически обрабатывают антисептиком и подошвы своей обуви.
Стейк-аут
Серьезность организации чувствуется везде. Стейк-аут как военный лагерь: машины команд стоят по линеечке, строго в порядке, заранее определенном организаторами. Заезжая на стейк-аут, каждая команда уже знает свое место, у каждой своя зона. Если возникли какие-либо вопросы, тут же на помощь придут волонтеры, отвечающие за стейк-аут. Очень серьезный подход и к хронометрии на гонке. Все нарты оснащены датчиками GPS, все перемещения гонщиков видны на карте. Датчики и на спортсменах, и на старте-финише, поэтому уже через 20 минут после завершения гонки спортсмены получали распечатанные результаты по всем классам.
Переезды
LEKKAROD проводится в три этапа, на каждом по три гонки. Каждый этап – это новое место проведения соревнований. И если последняя гонка этапа была вечером, то рано утром следующего дня все снимаются и переезжают на новое место – вечером старт первой гонки нового этапа. Если гонка утром, то после обеда начинается церемония награждения по итогам этапа и переезд… А утром – снова старт. Ни дня перерыва, никаких поблажек организаторам, персоналу и гонщикам. Каждый переезд – это новый стейк-аут, новая трасса, новая оборудованная зона старта, новое жилье для персонала гонки. Все новое! Это требует огромного напряжения сил организаторов и четкой, слаженной работы всех групп волонтеров.
Волонтеры
Все волонтеры гонки (а их было 48 человек) разделены на группы:
– ветеринары;
– обслуживание трассы;
– организация стейк-аута;
– медиагруппа;
– хронометраж и обслуживание старта-финиша;
– магазин Lekkarod.
Все занимаются только своими прямыми обязанностями.
Первый этап
Первый этап проходил в туристическом местечке Сен-Франсуа-Лоншам (St-François-Longchamp). Верхняя точка трассы – плато Мадлен с видом на Монблан, высота 2000 м. Специфика этого этапа в том, что все гонки стартуют под вечер. Само собой, в стартовый городок съезжается много туристов, что сильно затрудняет фото- и видеосъемку. Мне повезло в первый и третий день этапа стоять практически на середине трассы. Гонщики добирались до меня лишь через полтора часа после старта. Стоять одному на трассе в полной тишине и сумерках в окружении закатных Альп, видеть как где-то внизу, на противоположном склоне горы, одинокие фонарики гонщиков выписывают зигзаги, светятся ратраки, готовящие горнолыжные трассы к завтрашнему дню, – это рождает в душе непередаваемые ощущения! А когда в сгущающейся синеве вдруг видишь приближающийся к тебе фонарик, сердце готово выпрыгнуть из груди: «Ну, вот. Началось!» Ты занимаешь позицию для фотосъемки и в окуляре фотоаппарата встречаешь удивленный взгляд собак: «Это что за чудо здесь, в темноте, на горе, в снегу?» Меня всегда поражало то, что на любых соревнованиях, на любой трассе, может быть как угодно тяжко упряжке, но всегда любой фотограф, сидящий в снегу, контролируется собаками. В этот раз я сидел на трассе с противоходом. С одной стороны трассы был склон горы, а с другой – обрыв, и в темноте это доставляло участникам определенный дискомфорт. Не всегда удавалось соблюдать правила правостороннего движения: иногда собаки, идущие вверх, с негодованием встречали команды, несущиеся с огромной скоростью вниз, к финишу. Кстати, к отличительным характеристикам этой гонки можно добавить то, что почти на всех трассах любого этапа есть участки с противоходом.
Всю ночь после первого дня соревнований, все следующее утро и весь день шел сильный снег. Стало понятно, что в целях безопасности вторую гонку этапа придется отменять. Радовало только то, что синоптики в третий день обещали нам хорошую погоду. И ведь не обманули!
Утро третьего дня действительно было красивым. Деревья на склоне гор стояли в снегу, сквозь серые облака начинало проглядывать солнце, и я рванул снимать эту красоту и спящий стейк-аут. А вечером уже стоял в ожидании гонщиков на плато Мадлен с видом на закатный Монблан и на склоны гор со следами вчерашних лавин.
Второй этап
Второй этап гонки проходил в Ле Сези (Les Saisies). Это место еще называют «французским Тиролем». Здесь множество горнолыжных трасс, проходящих через настоящий еловый лес. Очень красивые места, но ситуация осложняется тем, что все гонки, кроме третьей, вечерние. А к вечеру каждого дня все склоны с завидной регулярностью затягивает плотный туман.
Первый день. Небольшой снег и туман. Сегодня фотографирую старт-финиш. Вполне ожидаемо, что такое развлечение, как гонки на собачьих упряжках, проходящие вечером, когда для лыжников склоны уже закрыты, привлекают огромное число зрителей. Вдоль всего старта, метров по сто с каждой стороны, плотными рядами стоят люди разных возрастов, радостными криками провожая гонщиков на трассу. Атмосфера очень праздничная. Настроение у всех просто великолепное. Гонщики старались стартовать как можно ближе к рядам зрителей, приветствуя их или протянутой к ним рукой, или особенным возгласом.
А финишировала гонка уже в полной темноте, когда почти все зрители разошлись. В финишном створе гонщиков встречали хендлеры, хронометристы и ветеринары, проводившие обязательный осмотр собак и проверку чипов. Работа ветеринарной службы на гонке – вообще отдельная «песня». Это тяжелая, постоянная и высококлассная работа 11 профессионалов. У меня создалось ощущение, что ребята вообще не спали. Проверка до гонки, проверка после гонки. Постоянное обслуживание в стейк-ауте. Когда ни придешь на стейк-аут – ветеринары здесь.
Вторую гонку этапа я стоял в верхней точке трассы. Туман в этот день был такой, что ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. И это в сочетании с темнотой и снегопадом! Гонщиков, приближающихся к контрольной точке, можно было определить только по слабому свечению налобного фонаря в молоке тумана. На контрольной точке работали три человека. Туман и снег вдруг сделали нас в прямом смысле участниками театрального представления под названием «Lekkarod в тумане». Мы не просто стояли на повороте с противоходом, теперь мы были самыми настоящими маяками. Один стал маяком в направлении со старта, второй, с налобным фонарем, ловил гонщиков, возвращающихся с петли, а третий отправлял их уже в сторону финиша. К концу гонки мой голос и фонарик сели окончательно, но осталось потрясающее ощущение причастности и классно сделанного дела. Пришлось даже выучить смешное слово: «Агуш!» – что по-французски означает «налево!». И уже не так расстраивало, что фотографировать получилось очень мало, но те снимки которые удалось сделать, похожи на кадры фантастического фильма. Точки налобных фонарей, тени гонщиков и собак в тумане…
Третья гонка была ранней, поскольку вечером предстоял переезд на точку третьего этапа. И меня отпустили на «свободную охоту». Я решил немного изменить картинки пейзажа с гор на что-то более родное и пошел по трассе в лес. После ночного снега все, конечно, выглядело очень красиво, но с солнцем была «беда». Прогноз обещал ясную погоду, но на небе упрямо висели серые тучи, сквозь которые солнце только угадывалось. Утешало, что это все-таки не туман и не снегопад!
Зимой в долине такое количество снега, что некоторые деревни заваливает почти по крыши. Первый день я снимал именно в такой деревне Ле Ко (L’Ecot). Красота и прелесть третьего этапа в том, что часть трудной трассы с множеством подъемов и спусков проходит по берегам реки Арк и по улицам заваленных снегом старинных деревень. Иногда гонщикам приходится практически пробиваться через толпы местных туристов, которые на своих снегоступах в огромном количестве бродят по склонам окружающих Бессан гор. Это совершенно потрясающее чувство, когда по занесенной снегом деревне, по улице шириной два метра, проходит упряжка в 12 собак и ты вжимаешься в каменную кладку столетней стены дома, чтобы пропустить гонщиков, а стоящие рядом зрители кричат: «Давай! Давай!» Это удивительное ощущение, когда ты видишь упряжки, которые, спустившись вниз, в долину, выглядят точками на фоне заснеженных склонов гор. В этот момент остро чувствуешь, сколь ничтожен человек перед спящей мощью природы, воздвигшей эти величественные Альпы.
Каждый этап LEKKAROD имеет свои особенности, но главная «фишка» 3-го этапа и всей гонки – масс-старт второго дня. В любой гонке масс-старт – это множество специфических организационных моментов, волнение спортсменов, собак, обслуживающего персонала и, конечно, зрителей. Это невероятный взрыв эмоций! А здесь это не просто масс-старт, а тройной масс-старт. Он взрывается салютом через каждые 20 минут, отправляя на трассу по 17 упряжек. А каково фотографу стоять посреди стартового поля в маленьком загоне, когда на тебя несется почти 200 собак! На заднем плане взлетает шар с надписью «LEKKAROD». Ух! Эмоции зашкаливают!
Я безмерно счастлив, что мне довелось стать участником этого великолепного праздника ездового спорта. Это случилось благодаря нашей российской гонке «СЕВЕРНАЯ НАДЕЖДА», которая является побратимом LEKKAROD. Благодарю за помощь Анну Одинцову, и, конечно, мои отдельные слова благодарности главному человеку LEKKAROD – Доминику Гранжану (Dominique Grandjean). Его сила, энергия и целеустремленность дают жизнь этой замечательной гонке, которая проводится во Франции с 2014 года.