Подготовил Jacques Ridge’s-Star
Почему нас так привлекают истории известных путешественников и исследователей? Их новые маршруты, интересные открытия и захватывающие приключения. Они доступны им и оттого еще более притягательны для нас, наверное, потому, что мы сами никогда бы на такое не решились. Быт и работа все чаще становятся для нас неподъемным якорем, не позволяя сбыться многим мечтам. Но у нас есть собаки – верные проводники в мир приключений и путешествий. Они чудесным образом помогают сбросить ежедневный груз забот и рутины. Прогулки, общение с ними и погружение в их мир возвращают нам веру в наши возможности и силы, обещая множество интересных путешествий и приключений.
У таксы Капы и ее владелицы Анны Смолиной события развивались по стандартному сценарию. Команда из хрупкой девушки и ее маленькой собаки сразу обозначила для себя амбициозную цель, достойную раннего Конюхова, – проехать на велосипеде от Набережных Челнов до Магадана.
На стадии подготовки к походу на Анну и Капу лавиной обрушилась критика. С одной стороны выступило сообщество велосипедистов, не терпящее выскочку, которая без многолетних тренировок и безумных бюджетов отважилась на такую авантюру. С другой оказались диванные любители собак, или любители диванных собак, кому как больше нравится. В один голос они твердили, что нельзя мучить такими походами пожилое животное. Пусть она сидит дома и спокойно доживает свой век. Критики не умолкали и во время похода, но по мере удаления Анны с Капой по избранному маршруту их голоса превратились в фоновый шум прибоя. Сейчас велосипед можно отложить в сторону, Анна планирует пешее путешествие по новому пути. А про свои прошлые приключения она написала книгу, которая скоро увидит свет. Не раскрывая всех секретов, мы беседуем с Анной о том, как она решилась на такое приключение, как таксы ведут себя в велосипедном прицепе и как рядовому владельцу собраться в путешествие с собакой.
– Анна, как родилась идея такого велопутешествия? У Вас уже был опыт совместных поездок с собакой?
– Тяга к странствиям была всегда, и, если позволяли условия, Капа обязательно находилась рядом. Мы путешествовали на поездах, машинах, самолетах. Капа много каталась со мной на велосипеде, в специальном рюкзаке. Но идея такого длительного совместного путешествия пришла ко мне совершенно внезапно, буквально за два дня. Хотелось принципиально изменить жизнь, окунуться в новую среду, побыть наедине с миром, без столичной суеты. О том, чтобы отправиться в дорогу без своей собаки, не могло быть и речи. Несколько лет назад нам уже пришлось расставаться: сначала на четыре месяца, а после еще на семь. Тогда я боялась брать ее с собой в жаркие страны и верила прогнозам ветеринаров, которые категорически запрещали собаке перелет. Разлука стала для нас настоящим испытанием: после моего возвращения Капа театрально демонстрировала обиду. Я понимала все, что она «говорила» своим поведением, и дала себе слово больше никогда ее не оставлять.
– Капа Ваша первая собака?
– Для меня любовь к животным обязательна. С самого детства я росла в окружении кошек и собак. Капа стала моей первой собственной собакой: я нашла ее по объявлению в газете. И когда покупала, ничего не знала про эту породу. Рассчитывала на диванного питомца без хлопот. Но Капа, как и любая такса, быстро показала характер: проказничала и на все имела свою точку зрения. Нам пришлось договариваться. Я изучала литературу, особенности породы, ее психологию, хотела лучше понимать свою Капу. Это в итоге переросло в большую дружбу и крепкую любовь друг к другу.
– Широкая аудитория узнала о Вас как опытной путешественнице и владелице таксы относительно недавно? – После того как в моем доме поселилась Капа и появилась возможность помогать другим собакам, я погрузилась в этот мир на долгие годы. С появлением Интернета стало проще найти людей по
интересам, например сообщество любителей такс. Мы встречались большой толпой, ездили на пикники, ходили друг к другу в гости и с удовольствием помогали собакам, оказавшимся в беде. Так в моем доме появилась вторая такса. Его подобрали парализованным и привязанным к дереву в 30-градусный мороз в промышленной зоне. На спине был след от свежей операции и неснятые швы. Та история вызвала большой резонанс в мире таксятников. Многие люди тогда помогали нам и беспокоились за его судьбу. Он остался со мной на пять лет. К сожалению, победить паралич мы не смогли, но заказали для ползающего такса специальную тележку. Долгие и счастливые дни, месяцы, годы я посвятила этой собаке: смена памперсов, уколы, специальный массаж, прогулки и вера в людей. Капа тогда, к сожалению, отошла на второй план. Она сильно переживала, а я, как могла, старалась любить их одинаково. Но уход за больной собакой занимал все больше времени, и Капа ревновала. Через пять лет мы вновь остались вдвоем. На этот раз моя любовь обрушилась на Капу в полной мере. Я благодарила ее за терпение, понимание, и теперь мы обе не представляли, что может быть иначе.
– Из Ваших публикаций понятно, что у Капы тоже есть проблемы со здоровьем?
– Да, но, несмотря на прогрессирующую онкологию, метастазы во внутренних органах, скопление жидкости в брюшной полости на фоне основного заболевания, – Капа долгожитель: ей почти 14 лет.
О том, что счет идет на месяцы, врачи заговорили пять лет назад. Первую операцию по удалению опухоли и гряды молочной железы мы пережили лет восемь назад.
– Какие мысли посещали Вас в самом начале о Капе и ее будущем?
– По прогнозам ветеринаров, Капа не должна была пережить этот поход. Возраст и проблемы со здоровьем говорили о ее скорой кончине. Критики было предостаточно, аудитория и даже близкое окружение были уверенны, что я обрекаю собаку на мучения. Но никого, кроме себя, я не слушала. Не могла оставить ее без себя, снова предать. Боялась, что от тоски она сгорит намного раньше, чем в походе со мной. Как и в любом путешествии, наш поход сопровождали ночевки на природе, общение с новыми людьми, новые запахи и впечатления. Я надеялась, что это пойдет собаке на пользу, и, как позже оказалось, испытываемый в пути стресс изменил Капу до неузнаваемости. Скопление жидкости в брюшной полости стало уходить, собака взбодрилась, у нее улучшился аппетит и вырос интерес к окружающему миру. Поход стал для Капы не предсмертным ритуалом, как у индейцев, отправляющихся в «долину смерти». Напротив, если бы в пути собаке стало плохо, я рассчитывала делать длительные остановки, чтобы она могла восстановить силы. И, если ситуация стала бы критической, я была готова прервать наш поход.
– Какие изменения Вы заметили в состоянии Капы во время путешествия? Как она перенесла все его тяготы, и что для нее оказалось самым трудным?
– Я никак не могла понять, отчего ее огромное, раздутое пузо уменьшается. Жидкость, которая годами скапливалась в ее животе, была не меньшей угрозой, чем онкология, потому что могла сдавить легкие и сердце. В пути у Капы начался обратный процесс. По этому вопросу я консультировалась с ветеринарами, все как один говорили, что стресс может быть как во вред, так и на пользу. В домашних условиях собака не обременена ничем, нет стимула к активности и как следствие – набор веса, апатия к окружающему миру, бездействие и тихая старость. В походе все иначе. Капа словно выбралась из берлоги и задышала полной грудью: запахи, звуки, частая смена картинок. А небольшая тряска в прицепе выполнила роль лимфодренажа. Вибрация способствовала лучшему прохождению жидкости в тканях, расширились сосуды, лимфа начала равномерно циркулировать и распределяться по всему организму. Вот и ответ: наше мероприятие с точки зрения гуманности не одобрил никто из посвященных в эту историю. Но с точки зрения биологии его никто не рассматривал. И я в том числе, лишь интуитивно полагаясь на собственное сердце, которое и подсказало верный ответ. Самым сложным в пути стало солнце. В дни зноя Капа «плавилась», и такую погоду мы старалась «пересиживать» или отправлялись в путь с рассветом, а к обеду прятались в прохладе.
– Расскажите про основное собачье средство передвижения – велоприцеп. Насколько в нем удобно ехать Капе, а Вам его буксировать?
– Прицеп оказался надежным другом, он помогал сохранить для Капы определенный уровень комфорта. Таксы – норные собаки, любят спрятаться в укрытие и оттуда наблюдать за миром. А для меня прицеп выполнял роль чемодана. В нем ехали все наши пожитки: палатка, спальник, кухонная утварь, одежда, запчасти. Буксировать его было непросто. Вес пустого прицепа составляет 11 кг. В нем такса – еще 11 кг. Мои вещи и запчасти – примерно 25 кг плюс запасы воды. Суммарно вес выходил под 50 кг, а это без нескольких килограммов мой собственный вес. Еще и вес самого велосипеда. Выходило, что я своими усилиями везла в 1,5 раза больше собственного веса. Было непросто, но все эти трудности благотворно сказались на фигуре и мышцах, что здорово подбадривало.
– А как решались вопросы быта? Где Капа гуляла, что ела, где и как спала?
– Капа гуляла где хотела. Мы постоянно делали остановки во время движения, чтобы напоить ее водой, дать пройтись. Если я чувствовала, что она елозит в прицепе, не может улечься, это был знак того, что собака залежалась и пора делать остановку. Для Капы встречи с новыми людьми во время путешествия стали предметом манипуляций. Она делала грустные глаза и выпрашивала еду. Я ругала ее за это, но не могла не оценить Капины способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Почти у каждого кафе с ней хотели поделиться едой, гладили, делали фотографии, для Капы такое внимание стало настоящим раем. Еду для нее я везла с собой – корм для возрастных собак. А на ночь мы в обнимку укладывались в моем спальнике.
– Ваше путешествие не самое простое. Куда и как долго Вы ехали, сколько в итоге километров намотали?
– Мы отправились из города Набережные Челны в Магадан, но после Бурятии свернули в Монголию, где планировали пересечь границу с Китаем. Дальше, к сожалению, уехать не получилось. Китайское посольство в ближайшие месяцы не выдавало виз. Сроки все время менялись, и в итоге мы полтора месяца зря просидели в Монголии. К тому моменту с неба уже начал падать снег. Дальше ехать возможности не было. Суммарно мы преодолели 6056 км за 4,5 месяца пути и 1,5 месяца потратили на ожидание в Монголии.
– А почему именно Магадан? Проехать по европейской части России или отправиться в саму Европу наверняка было бы проще?
– В Магадане живет моя мама, с которой я потеряла связь несколько лет назад. Мне хотелось преодолеть этот путь еще и для того, чтобы восстановить наши отношения. А желание увидеть Сибирь, Дальний Восток, Камчатку было не меньше, чем посетить Европу.
– После 13 лет совместной жизни с Капой, после тысяч километров путешествий, что Вы можете сказать о таксах как о породе?
– Таксы очень своенравные собаки. Эту породу нужно заводить с глубоким пониманием того, что сидеть на месте, особенно в первые годы, не придется. Порода не только энергичная, ее воспитание обязательно должен корректировать хозяин, иначе такса с превеликим удовольствием сядет вам на шею и будет вить из вас веревки. Такое поведение может испортить отношения между собакой и владельцем, или, что еще хуже, владелец откажется от собаки, полагая, что это совершенно невыносимая порода.
– Можно ли назвать Вас убежденной таксятницей или Вы симпатизируете еще каким-то породам?
– Симпатизирую вообщевсем, не только собакам, всему животному миру. Единственная причина, которая может разочаровать меня, – агрессия. Я не люблю и опасаюсь злобных собак. Радостные и добрые покоряют мое сердце, а собаки с грустными глазами или нуждающиеся в помощи забирают частичку меня. Я бы хотела сделать их чуточку счастливее. Сказать, что я убежденная таксятница, не могу, мне симпатичен экстерьер этой породы, но главное – душа собаки, поэтому в моей жизни может появиться любая порода. Даже после ухода Капы я допускаю возможность того, что откажусь от такс навсегда. Пусть Капа остается в моей жизни единственной и незаменимой.
– Вы ведете аккаунты во всех крупных соцсетях. Какова реакция людей? Чего больше – поддержки или критики?
– Смотря, какие темы я предлагаю аудитории. Перед стартом было много критики, во время пути она постепенно сошла на «нет». А позже история вообще заставила многих поверить в нее как в чудо. Преображение Капы видели все. Много было комментариев и от велосипедных гуру, и от завзятых походников. Общая волна все же положительная, наш поход вдохновил многих людей. Они поддерживали нас, ведь мы проехали большую часть России, много крупных городов. Везде нас встречали, проявляли заботу и помогали. Людская доброта всеобъемлюща, она покорила мое сердце. Ты знаешь, что доброта существует, но когда воочию убеждаешься в этом, видишь отношение людей, их участие, душа словно оживает. А конструктивная критика, безусловно, полезна, к правильно сформулированному мнению невольно прислушиваешься, по возможности применяешь советы и делаешь выводы.
– Ваши наиболее важные советы тем, кто только собирается в интересное путешествие со своей собакой.
– Главное – не забыть сделать прививки и собрать необходимый пакет документов перед путешествием. Я поняла, что совершила эту ошибку, когда мы доехали до Тюменской области и в районе города Ишим хотели уйти в Казахстан. Оттуда до него всего 60 км. Там я обнаружила, что не взяла с собой ветпаспорт. Без него не выпускают. Казахстан не случился, мы поехали дальше по России, а паспорт тем временем догонял меня курьерской службой. Если предстоит перелет, заранее изучите многочисленные тонкости и мелочи, грозящие лишить владельца возможности взять в поездку любимого питомца. Путешествовать на поезде проще, тем более, сейчас, когда упростились условия провоза животных российскими железными дорогами. У собаки всегда должна быть в доступе вода, а у хозяина – аптечка первой помощи.
Помимо решения бюрократических вопросов не менее важно подготовить к путешествию и само животное. Перед путешествием собаку необходимо обработать защитным средством от клещей и насекомых. Очень важен настрой самого хозяина, животное в дороге будет ориентироваться на него.
– Вы приоткроете завесу тайны своего нового пешего маршрута для наших читателей? Какой это будет регион, и как Капа будет передвигаться на этот раз?
– Весной мы планируем пройти путь святого Иакова (Камино де Сантьяго). Эта тропа паломников известна на весь мир. В Испании с мая по июнь будет еще не так жарко, как, скажем, в Израиле, куда мы тоже собираемся на тропу Швиль Исраэль. Но из-за жары поехать туда сможем только осенью, в октябре-ноябре. Если Шенгенская виза позволит, рассмотрим и другие страны. В Европе много красивых дорог. Кроме длительных маршрутов будут и короткие: восхождение на Эльбрус и небольшие дистанции по Магаданской области, надеюсь, что вместе с мамой. По срокам не ограничиваюсь, минимум до глубокой осени. Капа на этот раз «поедет» на мне. На спине будет рюкзак, в руках треккинговые палки, а на груди в противовес рюкзаку слинг-карман с Капой. Там, где Капа захочет идти самостоятельно, буду ее отпускать. Но из-за возраста и коротких лап, думаю, что уставать она будет быстро. Ее комфорт для меня важен, поэтому повезу Капу на себе. Эта модель привычна для нас и в обычной жизни. Она может отказаться идти, я беру ее и дальше мы «едем» на ручках.
– Говорят, что в пути важен сам путь, а не конечная точка маршрута. Что Вы поняли во время своего путешествия?
– Все именно так. Конечная точка маршрута – это лишь место на карте, пункт «Б», которого необходимо достичь. А то, каким будет путь и через что придется пройти, изменит человека навсегда. Плюс одиночного путешествия в том, что человек долгое время находится в изоляции от внешнего мира, наедине с собой. В дороге встречаются люди, вы общаетесь, но все равно человек один на один с собой. Это прекрасная возможность отнести свой груз подальше от дома, рассеять его в дороге, вернувшись «чистым». Личность трансформируется, уровень комфорта становится иным, настоящие ценности осознаются яснее. Это духовная работа, она необходимо каждому из нас. Искренне желаю всем хотя бы однажды решиться на подобное путешествие.