Подготовил Никита Замбер
Молодой художник Таисия Назарьева убеждена, что в глазах собаки отражается сияние ее души. Это самый яркий аспект индивидуальности наших четвероногих друзей. Именно это Таисия и старается показать в своих удивительно реалистичных портретах. Ее увлечение творчеством в прямом смысле слова началось со школьной парты, а любовь к животным привела ее в анималистику. Сейчас у Таисии две собаки и более сотни портретов за плечами. Пастельная живопись стала делом всей ее жизни, а животные – верными ее спутниками.
– Таисия, расскажите подробнее, как Вы увлеклись графикой и как попали в анималистику?
– За все надо сказать спасибо моей маме. Когда мне было 7 лет, и я впервые пошла в школу, то при первом же удобном случае я полностью изрисовала свою парту. Маму вызвали в школу оттирать мое творчество, а после, придя домой, она сказала: «Так ты у нас художник, оказывается? Хорошо, будешь рисовать!» На следующий же день меня записали в художественную школу. Там я проучилась до 17 лет. Далее был строительный университет и диплом архитектора. Но уже тогда я понимала, что это совсем не мое. Мне не хватало работы руками, уроков рисунка и живописи было мало. Рисовать удавалось лишь в свободное время и, в основном, портреты людей. Сначала это были знаменитости и друзья, а после животные, первым из которых стала лошадь.
Потом я вышла замуж, и у нас в доме стали появляться разные питомцы. Вот тогда я и поняла, что животные – это моя любовь и, наверное, судьба. С чем, если не с ними, может быть связано мое творчество? И вот уже 4 года я занимаюсь именно анималистикой.
– Почему Вы выбрали для себя основным материалом именно пастель?
– Еще будучи студентом я поняла, что краски – это немного не мое. В то же время я купила свою первую пастель российского производства и не самого лучшего качества. Но несмотря на это, я как-то сразу втянулась, да так, что до сих пор специализируюсь на этом материале и по-особенному его люблю. Мне важно чувствовать руками текстуру, и пастель передает это волшебное чувство.
– На данный момент портреты животных для Вас – любимое хобби, или это стало основным занятием?
– Пока, к сожалению, это не основное мое занятие. Однако назвать это хобби тоже будет не совсем верно. Все-таки я посвящаю рисованию довольно много времени. Пока я стремлюсь и уверенно иду к тому, чтобы заниматься исключительно своей любимой анималистикой. Художественное творчество – дело всей моей жизни, в этом сомнений нет.
– Что оказывает влияние на Вас в художественном плане?
– Как и на каждого художника, в первую очередь – творчество великих мастеров. Я постоянно стараюсь просматривать работы особенно уважаемых мною анималистов, это помогает развиваться, улучшать навык, продолжать поиск себя в любимом деле.
– А насколько собачья тематика сейчас популярна у анималистов?
– Очень популярна. Пожалуй, даже можно говорить о целом тренде, который во всем мире с каждым годом набирает обороты. Собачников становится все больше, в том числе и среди художников. Поэтому данная тема довольно актуальна, и спрос на нее довольно высок. Собачья тема интересна и модельерам. Сейчас я как раз сотрудничаю с модельером из Санкт-Петербурга Варварой Эль, которая выбрала для оформления своей коллекции некоторые мои портреты собак.
– Чаще всего Вы публикуете работы с собаками и кошками в главной роли, но также встречаются и работы с медведями или птицами. Что Вас привлекает в диких животных?
– Верно, и диких животных пишу тоже. Сейчас, к примеру, медленно, но верно рисую относительно большую картину с изображением слона. Что привлекает? Наверное, красота и уникальность, экспрессия. Вижу это совершенно в любом животном, но у диких зверей это особенно выражено. В скором времени планирую написать картины копытных, в частности лосей, оленей и коров, у этих животных своя, особенная от других, энергетика.
– У Вас дома живут две собаки. Расскажите, как они у Вас появились?
– Первая моя собака – аляскинский маламут Ним. Я долго мечтала об этой породе, и Ним оказался прекрасным ее представителем, как в плане экстерьера, так и по характеру. Упертый, со своим мнением, но в тоже время ласковый и добродушный. Он наш любимый комик, и словно большой кот. Ну а следом чудесным образом появилась грейхаунд Шерис. Мы с мужем подумывали о второй собаке, но совсем не торопились с этим решением. И тут мне поступил заказ на портрет грейхаунда. Моментально заинтересовавшись этой породой, я стала читать про них, смотреть фото с выставок и потихоньку рассказывала мужу об этих чудесных собаках. Они ему тоже сразу понравились, и мы решили, что второй нашей собакой будет грейхаунд. Так оно и вышло. Мои собаки для меня – члены семьи, большая любовь, образ жизни и вдохновение.
– Помимо собак у Вас ведь есть еще домашние животные, верно?
– У нас еще живут две кошки ориентальной короткошерстной породы – мать и дочь. Беспородный, но невероятно красивый кот, которого зовут Юра. А также хорек по имени Джей Ди. Уже как два месяца к нашей компании присоединилась белая, прекрасная, но полностью слепая на оба глаза, кошка Тэффи. Я подобрала ее в ужасном состоянии уже слепой и, благодаря помощи моей подруги, мы смогли ее спасти. Две операции, набор веса и возвращение веры в людей позади. Теперь я ищу Тэффи дом. Короче говоря, у нас скучно не бывает!
– У Вас есть любимые и нелюбимые для работы породы?
– Предпочтений в плане пород у меня нет. Трудностей, как правило, не возникает ни с одной. Каждая собака и каждая порода по-своему уникальна. И поэтому каждая работа для меня интересна.
– Как Вы создаете образ портрета? Нужно ли для этого стараться понять и почувствовать собаку?
– Нужно чувствовать, несомненно. С этим у анималиста не должно быть проблем. Для составления образа я всегда прошу несколько фото. Это важно для конечного результата. Чтобы показать характер животного, нужно его понять. Посмотреть на собаку со всех сторон, составить ее образ, а не просто перерисовать изображение с фотографии. Всегда стараюсь подходить к каждому портрету индивидуально. Без любви к животным, на мой взгляд, все это сделать очень сложно. Даже в том случае, если в техническом плане художник очень хорош.
– Сколько времени занимает создание одного портрета, и с чего начинается процесс?
– Подготовка к работе совсем недолгая. Пастелью рисуют на специальной бумаге, так что я креплю лист на подрамник и приступаю. Конечно, перед этим я уже держу в голове какой-то образ, идеи. Но бывает, что начинаю работать и без какой-либо концепции, полностью полагаясь на момент вдохновения. Сам процесс обычно занимает не так много времени, я рисую быстро и с большим энтузиазмом.
– В творчестве у Вас – полная свобода действий, или заказчик обычно четко обозначает, что ему нужно?
– Всегда по-разному. Меня совершенно не смущает, когда заказчик в деталях понимает, чего хочет. Но я очень ценю, когда мне дают полную свободу. Когда рисуется свободно и легко, я точно знаю, что результат очень понравится в конечном итоге. Понимание того, что у тебя отсутствуют строгие рамки, как раз позволяет лучше почувствовать и изобразить собаку.
– Наверное, не менее важно понять самого заказчика?
– Безусловно, очень важно говорить на одном языке с владельцем собаки, важно понимать, как он видит собаку, и что он хочет получить в итоге. Часто получается, что в результате таких бесед мы с клиентами становимся друзьями или очень хорошими товарищами. Для меня это важно.
– В своих работах основной упор Вы делаете именно на портреты. Есть ли в планах работы с сюжетами?
– Да, именно сейчас я развиваюсь в двойном портрете. Изображаю собаку по плечи и ее же, но в движении. Получается очень динамично и экспрессивно. Такой вид портрета был прекрасно принят любителями моего творчества. Планирую в дальнейшем развивать это направление.
– А можете выделить любимые, наиболее значимые или же просто лучше всего удавшиеся Вам работы?
– Я люблю все свои картины, и выделить какие-то, на самом деле, сложно! Но, наверное, особенно запоминаются комбинированные портреты. Такие картины получаются особенно эффектными!
– Чем, на Ваш взгляд, портреты животных отличаются от портретов людей?
– Животные совершенно чистые существа, не знающие зла и предательства. Их глаза всегда это отражают. И нужно суметь уловить и показать их индивидуальность. В техническом плане отличий, пожалуй, не так много, хотя, безусловно, есть свои нюансы. Наверное, основные отличия не в самих портретах, а в тех, кто их пишет.
-Как Вам кажется, картины, где в главной роли выступают собаки, интересны в основном только владельцам собак? Ведь художественных выставок много, а посвященных собакам почти нет. Может быть, у Вас есть какие-то планы на этот счет?
– Яркие, во всех смыслах, анималистические картины и портреты интересны не только владельцам собак. Среди моих друзей художников, чье мнение мне важно, много любителей моего творчества. В следующем году я планирую организовать свою первую выставку. Уже есть наметки, сейчас собираю материал. Организаторы считают, что сейчас анималистических выставок очень мало, и людям это будет крайне интересно.
– С каждым годом все больше начинающих художников выкладывают свои работы в Интернет, где их может увидеть большое количество людей. То, что раньше убирали в ящик стола, теперь можно показать всему миру. А сейчас появляются действительно сильные художники-анималисты?
– Откровенно говоря – единицы. К сожалению, в российской анималистике мало настоящих профессионалов, имеющих художественное образование и горячо любящих свое дело. Но именно на них я обращаю внимание, со многими дружу. Увы, сейчас люди не всегда готовы платить за искусство, поэтому часто выбирают тех художников, которые берутся выполнить работу быстрее и дешевле. Результат соответствующий. Но заказчики не всегда понимают разницу между профессионально выполненной работой и дилетантской, между портретом собаки, переведенным с монитора компьютера, и написанным «по-честному».
– Помимо художественного образования, какими качествами должен обладать художник-анималист?
– Художник-анималист, как, впрочем, и любой художник, должен постоянно развиваться и учиться. Пытаться смотреть со стороны на свое творчество, анализировать его. Быть открытым человеком, любить людей, и, что самое главное, животных. Всей душой обожать то, что делает!
– Какой совет Вы можете дать начинающему художнику, который делает первые шаги в анималистике, и пока имеет лишь огромную любовь к собакам и желание рисовать?
– В самом начале необходимо получить художественное образование, без этого будет крайне сложно. Чтобы правильно изобразить собаку, необходимо чувствовать форму в целом, понимать глубину объектов и уметь ее изображать, знать анатомию животного, иметь понимание света и тени и т. д. Недостаточно просто перерисовать собаку с фото и уже считать себя художником. Анималистика – это большой труд и длительная работа над собой.