DR, фото из архива Галины Кирикицкой
Интервью с судьей РКФ-FCI, владельцем питомника кавказских овчарок «Русский медведь» Галиной Кирикицкой
– Галина Владимировна, как складывалась Ваша кинологическая карьера, в том числе судьи?
– Я интересовалась всем, что связано с собаководством. В детстве это были книги, редкие статьи в прессе, марки и открытки с изображением собак. В юности – выставки с собственной собакой, общение с собаководами. Особенно подкупало то, что все они – от пионера до пенсионера – общались доброжелательно и без особой оглядки на возраст и социальный статус.
Меня стали привлекать для работы в рингах, давали мелкие поручения, и я была горда и счастлива. Судьи казались небожителями, так много они знали и так легко применяли свои знания на практике. Тогда я не могла даже помыслить о том, чтобы самой стать судьей, но знания, термины и манеры впитывала как губка.
Со временем я отважилась и экстерном сдала экзамены, став судьей ДОСААФ. Работала в составе судейских бригад на многих выставках в разных регионах СССР, продолжала учиться у лучших экспертов страны. Спасибо им, что не отталкивали, натаскивали, «отделывали щенка под капитана».
В новообразованную РКФ вошла с первой судейской категорией. Много лет судила небольшое количество пород и была вполне востребована в нашей стране и за рубежом.
В последние годы расширяю свой список и сегодня сужу все породы из II, IV, V, VIII групп FCI, а также некоторые из остальных групп, исключая десятую. Как судья-экзаменатор периодически терзаю претендентов на статус эксперта.
– В каких породах Вы считаете себя наиболее компетентным экспертом?
– Кавказская овчарка. В экспертизе других пород оценивать собственную компетенцию считаю для себя неэтичным.
– Собак каких пород Вы держали в своем доме?
– Моей первой собакой была восточноевропейская овчарка. Для Советского Союза тех времен подобный выбор являлся вполне традиционным. В четырнадцатилетнем возрасте я стала владельцем приобретенного в питомнике «Красная Звезда» щенка ВЕО. Первой же по-настоящему моей собакой я считаю кавказскую овчарку ХАБИБУ – родоначальницу семейства и моего питомника. Это не просто собака, это часть моей души.
Сейчас в нашей семье живут, конечно же, кавказские овчарки и немецкий вольфшпиц – единственный, он же главный кобель питомника – АЙСТРАУМ ЯСОН. Шпиц, разумеется, считает себя «кавказцем» и с переменным успехом пытается командовать всеми «русскими медведицами».
– Как появился в Вашей жизни первый «кавказец»?
– В моем случае все решили без меня, где-то «наверху». Я любила собак всех пород, и если бы кто-то сказал, что в будущем мне предстоит заниматься разведением именно кавказских овчарок, я бы сильно удивилась. Но в военном питомнике «Красная Звезда», где я работала, среди многих здоровых и веселых щенков разных пород рос нелюдимый малоподвижный «кавказенок», которого позже мир узнал как ОСМАНА-II. Ребенка было жалко, и я стала уделять ему особое внимание, выращивая как свою личную собаку. Поскольку все добрые дела наказуемы, я «наказана» тремя десятками лет в компании кавказских овчарок.
– Чем «кавказец» может взять за душу?
– «Кавказцы», особенно суки, отличаются не только своенравностью и очень серьезными охранными качествами. Они умны, так как прекрасно умеют использовать любую возможность отлынивать от выполнения не устраивающих их приказов. Они надежны как скала. Они (извините меня за такое определение) человечны. Они независимы и упрямы и слушаются только того, кого по-настоящему любят, но тем интереснее общение с ними.
– И сколько их у Вас сейчас?
– Сегодня у меня их шесть, все суки, все – потомки ХАБИБЫ. Старшей 13 лет. Они всячески титулованы, но я не считаю это главным. Главное для меня – БИБИН ум, передающийся по наследству всем ее потомкам. Разумеется, я веду разведение по этому признаку, подбирая для своих девиц мужей, отличающихся умом и сообразительностью.
Многие любители кавказских овчарок считают, что «русским медведицам» присущи особые, выразительные «лица». Сохранению этого типа я придаю особое значение.
Все собаки – полноценные члены семьи и по мере возможности вносят свою лепту в наше благоустройство: занимаются ландшафтным дизайном, садоводством и огородничеством, участвуют в наведении порядка на территории и, как хорошие организаторы, следят, чтобы владельцы никогда не сидели без дела. Особенно страдает от их деятельности мой муж, я же научилась относиться к этому философски – лишь бы все были живы и здоровы.
– Как Вы относитесь к хендлингу?
– Принимаю как данность. Умелый показ уважаю, он значительно упрощает задачу и экономит время судьи, но не заменяет качество собаки. Неграмотный показ в хендлерском исполнении вызывает неприятие.
– Какие советы как эксперт Вы дадите хендлерам, собирающимся выставлять под Вами кавказскую овчарку?
– И не только кавказскую овчарку…
Основная задача хендлера – не просто лучшим образом представить экстерьер собаки, но и максимально корректно скрыть имеющиеся недостатки от взгляда судьи. Если уж назвался хендлером – потрудись знать Стандарты пород не хуже судей и корректировать показ собаки исходя из положений Стандарта. Мне очень нравится игра между хендлером и судьей: сможет ли судья обнаружить скрытые недостатки и сможет ли хендлер грамотно эти недостатки скрыть?
Несколько советов.
Не стоит пытаться знакомить судью с ранее завоеванными собакой титулами и званиями.
Не стоит спорить. Даже если вы не согласны, примите к сведению мнение судьи. Судья, в отличие от владельца, видит собаку со стороны и обращает его внимание на негативные черты экстерьера и поведения собаки, что может помочь в подборе племенной пары.
Не стоит прибегать к стрижке пород, у которых в Стандарте не указана такая необходимость.
Не стоит выставлять на тонких цепочках собак крупных пород, не приученных к этому.
Постарайтесь не нервничать и не нервируйте собаку: многие судьи всегда дадут еще один шанс неумелому хендлеру при огрехах в показе.
Управляйте собакой. Есть породы, у которых недоверчивость к посторонним – норма. Таким собакам агрессия прощается, но при условии, что владелец хорошо контролирует поведение животного и предотвратит нападение на судью или других участников выставки.
– К каким породам Вы наиболее требовательны?
– К служебным и ездовым.
– Чем Вы занимаетесь помимо судейства?
– В порядке предпочтения: моя семья, мои собаки, мои друзья, руководство Межрегиональной общественной кинологической организацией «Озон», чтение, фотография. И постоянный поиск призов для выставок.
– Назовите Ваш любимый фильм или книгу о собаках.
– Все книги Джеймса Хэрриота, «Кольцо царя Соломона» и «Человек находит друга» Конрада Лоренца, а также «Собаки и их разведение» Хиллери Хармар.
Лучшие фильмы о собаках смотреть не могу: в трагические моменты я вижу на экране глаза моих собак.