«Собаки – те же люди, только маленькие».

Эта фраза из книги Дианы Джессаб «Пес, который говорил с богами» почему-то пришла мне в голову, когда я разговаривал с художницей Анастасией Вавиловой. Идея портретов собак в человеческих образах отнюдь не нова. Однако именно ее работы нашли наибольший отклик у владельцев. Ведь наши собаки – это бравые солдаты, мудрые учителя, элегантные аристократы и застенчивые кокетки. Это яркие личности со своей индивидуальностью и со своей историей. Все эти особенности и были взяты за основу портретов, которые украшают дома любителей собак в США, Австралии, странах Европы, и, конечно же, в России. Совсем недавно появилась серия открыток и постеров с иллюстрациями художницы.

– Анастасия, расскажите, с чего началось Ваше увлечение живописью и когда Вы поняли, что свяжете с этим свою жизнь?

– Первую свою картину маслом я написала в 2012 году. Я тогда работала в крупной IT-компании и параллельно начала посещать курсы живописи в арт-школе. Процесс работы с масляными красками с самого первого занятия доставлял мне большое удовольствие, и уже в 2013-м я поняла, что живопись и изобразительное искусство – это то, чем я хочу заниматься. И вот уже 4 года я пишу картины, экспериментирую с техниками, вырабатываю свой стиль. В другой профессии я себя уже не вижу: искусство захватило меня полностью.

– Любителям собак Вы известны в основном благодаря портретам Вашей работы. Помните, как к Вам пришла идея сделать первый портрет из этой серии? Какая это была порода?

– Первую работу из серии портретов с собаками я сделала весной 2015 года. Я помню вечер, когда мне пришла идея сделать этот портрет. В интернете я рассматривала работы современных художников-скетчеров и случайно наткнулась на наброски одного американца, даже не вспомню сейчас его имени. Он изображал сову в разных человеческих образах. То она катается на лыжах, то играет в баре на гитаре. Тогда мне и пришла идея первого портрета. Это был мопс в пиджаке и шляпе, с трубкой во рту: он показался забавным, но в то же время очень важным. Мне так понравился процесс создания образа и работа над картиной, что я тут же решила сделать еще два портрета – уиппета и цвергшнауцера. Потом я выложила эти работы в соцсети, и их моментально купили. А первым индивидуальным заказом был портрет девочки родезийского риджбека. Мы изобразили ее в старинном кружевном платье и в шляпке.

image
image
image
image
image

– Откуда Вы черпаете вдохновение для создания своих работ?

– Я очень много путешествую, и это дает мне самое большое вдохновение для создания картин. Иногда образ рождается в голове случайно, когда смотришь хороший фильм или гуляешь по городу. Все идеи я тут же записываю, чтобы потом к ним вернуться.

– Как происходит создание портрета, с чего начинается и сколько времени занимает весь процесс?

– Создание портрета состоит из нескольких этапов: проработка образа, создание эскиза и непосредственно написание картины. Целиком процесс может занимать от двух-трех дней до пары недель. Это зависит от многих факторов. Иной раз образ приходит моментально, портрет пишется на одном дыхании. А иногда только на проработку самого образа, на подбор материала уходит 5–6 дней.

– У Вас уже появились любимые породы, может быть, кого-то Вам нравится писать больше всего?

– Не могу сказать, что мне интереснее писать портрет представителей какой-то определенной породы. Все зависит от конкретной собаки. У кого-то очень выразительный, глубокий взгляд, у кого-то необычный окрас, что заставляет подолгу смешивать и подбирать цвета, чтобы точнее передать оттенок. При создании портретов меня привлекают скорее интересные и необычные задачи, а не конкретные породы собак.

– Что чаще всего владельцы хотят отобразить на портретах своих собак?

– В первую очередь всем хочется уловить внешнее сходство и передать черты характера. В соответствии с этим и подбирается образ. Совсем недавно я писала портрет девочки-лабрадора. Заказчице хотелось передать в картине ее задиристый, кобелиный характер. Поэтому мы придумали образ «пацанки» – толстовка и бейсболка с козырьком набок. А чтобы отметить, что это все-таки девочка, мы сделали бейсболку розовой. Кроме того, часто высказывают пожелание отразить на картине историю породы либо изобразить какие-то символы, имеющие значение для семьи.

– Вы сами придумываете образы собак для Ваших клиентов или к Вам обращаются уже с готовыми идеями?

– Это происходит по-разному. Если у заказчика уже есть в голове четко сформировавшийся образ, то мы пишем портрет на его основе. Вообще, когда только начали поступать заказы на эту тему, я все время удивлялась, насколько безгранична фантазия человека. Образы, которые предлагают заказчики, весьма разнообразны. Были и тибетский монах, и Жак-Ив Кусто, и адмирал Нельсон, Пауль Крюгер, Дживс и Вустер из одноименного сериала и т.д. Ну а если идей у заказчика нет, я предлагаю несколько своих вариантов. Как правило, я стараюсь учитывать характер конкретной собаки, ее внешние особенности, изучаю историю породы. На основании этого рождаются идеи для образов.

– Какой был самый необычный или самый сложный заказ?

– Самым сложным, самым необычным и очень интересным был заказ для шведского питомника. Мы делали большое родовое дерево для презентации помета. В центре картины были портреты пары родезийских риджбеков, а по бокам мы поместили их предков в стойках. Некоторые фотографии родственников были сделаны во времена, когда цифровых фотоаппаратов еще не было. Заказчица проделала очень большую работу по сбору материала. Важно было отразить индивидуальные особенности внешности каждой собаки. Всего их на картине 14. Ничего подобного я раньше не делала.

– Существуют художники, возможно художники-анималисты, на которых Вы стараетесь ровняться?

– Не думаю, что в творчестве нужно на кого-то равняться. Я, как и каждый художник, работаю над созданием своего собственного стиля и считаю, что работы должны отражать, прежде всего, личность автора, его индивидуальность. Безусловно, я изучаю творчество других художников, у меня есть любимые современные мастера и классики. Никогда не перестану восхищаться работами Матисса, Тулуз-Лотрека, Шагала. Из современников меня вдохновляют Jared Muralt, Hanne Neß, Nathalie Lete.

– Как Вам кажется, в чем заключается основной секрет популярности подобных портретов?

– Думаю, здесь имеет место совокупность сразу нескольких факторов. В первую очередь стоит отметить общий тренд на анималистику. Гуляя по торговым центрам, мы видим всевозможные тарелочки с оленями, брошки с чайками, сотни блокнотов с котятами, гусями и другими животными. Стали популярны свитшоты с анималистическими принтами. Вместе с этим набирает силу некий антропоморфизм. Люди наряжают кошек и собак в свою одежду, примеряют на них очки и выкладывают фото в соцсети. На мой взгляд, это может быть очень интересно, если, конечно, животное не испытывает дискомфорта. Картина как раз дает возможность придумать своей собаке любой образ без малейшего вреда для нее, обыграть какую-то историю, сюжет. Также безусловным плюсом является то, что человек может не просто приобрести готовую картину, но и заказать портрет своей любимой собаки, то есть самому поучаствовать в создании, снабдить образ символами, которые имеют особое значение, либо рассказать историю породы. То есть смысловая нагрузка портрета возрастает. Для большинства владельцев собака – это полноценный член семьи, и видеть фото или портрет своей собаки для них не менее важно, чем смотреть на собственный портрет или фотографии своих детей.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.